В Москве из-за введенных жестких ограничительных мер в рамках борьбы с распространением коронавируса и последовавшего снижения вдвое интенсивности движения автотранспорта уменьшились и концентрации загрязняющих веществ в воздухе. Об этом «Ъ» заявили в столичном департаменте природопользования.
Так, в апреле средняя концентрация диоксида азота вблизи автотрасс в 1,4 раза ниже, чем в феврале-марте, оксида углерода в 1,3 раза, а оксида азота в 2,8 раза.
Опрошенные «Ъ» эксперты соглашаются, что воздух в столице действительно стал чище, однако ситуация не столь однозначна: в ряде районов города сохраняются высокие уровни загрязнения.
Как сообщили «Ъ» в столичном департаменте природопользования и охраны окружающей среды, в период самоизоляции на всех станциях мониторинга за качеством воздуха специалисты фиксируют снижение уровня загрязнения.
«Если сравнить средние концентрации основных загрязняющих веществ со средними многолетними значениями, характерными для весны, получится, что в период с 30 марта по 20 апреля в целом по городу средняя концентрация оксида углерода ниже на 30%, оксида азота — на 60%, диоксида азота — на 40%, взвешенных частиц РМ10 — на 25%», — говорят в департаменте. По данным автоматических станций контроля Мосэкомониторинга, снижение концентрации основных загрязняющих веществ наблюдается во всех функциональных зонах: вблизи автотрасс и на жилых территориях.
Положительную динамику в департаменте связывают, в частности, со снижением интенсивности движения автотранспорта, «являющегося основным источником выбросов в атмосферу мегаполиса»: «Автотранспорт в Москве, как и в любом крупном мегаполисе, является основным источником выбросов загрязняющих веществ, в среднем на автотранспорт приходится около 90% всех выбросов».
По данным ГИБДД, в Москве по данным на 1 января 2020 года было зарегистрировано 4,7 млн транспортных средств, из них 3,99 млн — легковые авто.
В ЦОДД Москвы говорят, что 22 апреля по столице передвигалось 1,7 млн транспортных средств. До пандемии коронавируса показатель составлял 3,2-3,5 млн транспортных средств. Таким образом, трафик снизился вдвое.
Впрочем, в «Гринпис России» считают, что делать выводы о снижении загрязнений в воздухе столицы пока еще рано. «Любое усреднение показателей не позволяет разобраться, где же и в каких ситуациях происходит изменение и является ли оно принципиальным для жителей, — обращает внимание эксперт “Гринпис России” Рашид Алимов. — Ведь если норма, условно говоря, равняется 1, то принципиально ли жителям, что даже пусть и средние показатели снизились с 1,7 до 1,55?»
Он приводит такой пример. Автоматическая станция контроля в 1-й Кожуховском проезде фиксировала три недели февраля среднесуточную концентрацию диоксида азота в 1,44 ПДК, а за три недели апреля — 0,93 ПДК. Такое же снижение фиксирует и пост на улице Хамовнический Вал — с 1,43 ПДК до 0,92. Однако ситуация, например, на Нижней Масловке за последние три месяца принципиально не изменилась. На МКАД существенных изменений также не произошло: в феврале среднее значение ПДК по диоксиду азота составляло 1,68, а в апреле — 1,23 ПДК.
Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов обращает внимание, что столичные чиновники сравнивает текущую ситуацию со среднегодовыми значениями, в то время как «нужно сравнивать год к году, ведь автопарк в городе растет, количество промышленных предприятий уменьшается». «При этом сеть независимых датчиков измерения состава воздуха “Гринпис” показывает, что во многих районах города сохраняются высокие уровни загрязнения, местами происходит превышение ПДК, — говорит господин Шкуматов. — Почему это происходит, никто ответа не дает и объяснить не может».
Воздух действительно стал чище, причем не только в Москве, но и в других городах, говорит заведующий лабораторией прогнозирования качества окружающей среды и здоровья населения Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Борис Ревич.
«Но нужно понимать, что это временное явление, — уточняет он. — Когда мы говорим о воздействии загрязненного воздуха, то такое двухмесячное снижение кардинально не решает задачу по постепенному улучшению качества воздуха, которая стоит во всех столицах мира». При этом ученый отмечает, что в целом с 2011 года воздух в столице стал немного чище.
Анна Васильева, Иван Буранов
Источник: auto.mail.ru