Как выяснил «Ъ», правительство все же приняло противоречивое решение дифференцировать выплату автопроизводителям промышленных субсидий — де-факто компенсаций утильсбора — в зависимости от уровня локализации. Хотя иностранные концерны подписывали специнвестконтракты в основном ради промсубсидий, уже с 2020 года получение половины субсидий будет зависеть от количества баллов за локализацию в соответствии с 719-м постановлением, а к 2022 году «гарантированная доля» субсидий сократится до нуля. Источники «Ъ» в отрасли утверждают, что такой подход приведет к росту цен на автомобили иностранных концернов уже с 2020 года.
По данным «Ъ», на состоявшемся 16 декабря совещании под председательством вице-премьера Дмитрия Козака автопроизводителям было объявлено о том, что дифференциация промсубсидий (де-факто компенсации утильсбора, от которых зависит рентабельность производства) будет введена с 2020 года.
По словам собеседников «Ъ», знакомых с ситуацией, с 2020 года все концерны, подписавшие специнвестконтракты (СПИК), гарантированно получат только половину компенсаций, остальные 50% будут начисляться по фактической локализации.
С 2021 года, по их словам, 75% компенсаций будет выплачиваться по фактической локализации, с 2022 — 100%. Уровень локализации будет рассчитываться исходя из балльной системы, прописанной в 719-м постановлении правительства, для максимальной компенсации нужно набрать 4 тыс. баллов. На данный момент максимум баллов, которые имеет смысл набирать автопроизводителям (для доступа к программе госзакупок с 2025 года), оценивался в 5,5-5,8 тыс. баллов. Сварка и окраска (минимальные условия, на которых заключались СПИК в легковом сегменте) дают автопроизводителям всего 900 баллов.
Автоконцерны шли на подписание СПИК именно ради того, чтобы получать промышленные субсидии общим размером около 150 млрд руб. в год.
Осенью 2018 года в ходе работы отраслевой рабочей группы, созданной по поручению Дмитрия Козака, от его аппарата была заявлена позиция о гарантиях получения промсубсидий в полном объеме всем автоконцернам, уже локализовавшим производство в России. Позднее это повторил и сам Дмитрий Козак.
Как рассказывали источники «Ъ», тема дифференциации утильсбора вновь возникла после встречи Владимира Путина с представителями французского бизнеса в апреле. По данным «Ъ», дифференциацию поддерживали КамАЗ, группа ГАЗ, АвтоВАЗ и альянс Renault-Nissan. Позднее, по итогам совещания господина Козака с концернами в Сочи в конце сентября, им предложили еще раз обсудить, какая конфигурация устроит отрасль. В и рабочая группа договорилась сохранить 100% компенсации утильсбора для всех концернов в обмен на поддержку локализации ключевых компонентов.
Представитель Дмитрия Козака 16 декабря лишь подтвердил «Ъ» факт проведения встречи с концернами, на которой обсуждались правила распределения промышленных субсидий в автопроме в зависимости от уровня локализации. Источник «Ъ» в правительстве объяснил принятое решение тем, что необходимо было определиться с правилами распределения промсубсидий в зависимости от уровня локализации в условиях, когда «отраслевое саморегулирование не сработало». Вероятно, речь идет о том, что позиция рабочей группы не устроила ряд традиционно российских концернов.
Источники «Ъ» отмечают, что если дифференциация компенсаций утильсбора будет введена в описанном выше виде, то от роста ставок утильсбора с 2020 года увеличатся цены не только на иномарки, но и на автомобили российского производства большинства иностранных концернов.
Ольга Никитина
Читайте также:
АВТОВАЗ рассекретил рестайлинг Lada 4x4В России выпускают все меньше автомобилейНовый седан Hyundai: опубликованы первые изображенияВалерия считает, что в аварии сына виноваты российские дорогиВ Россию приедет обновлённая Honda CR-V (фото)
Источник: auto.mail.ru